Мастер-класс смотреть онлайн Вышиваем «Хохлому» в разных техниках

Вышиваем «Хохлому» в разных техниках

В своем мастер-классе я постараюсь вас научить, как вышить узор на основе исконно русской хохломской росписи. Когда начала вышивать, еще не была уверена на сто процентов, получится ли у меня сохранить самобытность узора. Всех малейших деталей повторить, конечно, не удалось, но результатом я более чем довольна и спешу поделиться процессом с вами. После окончания вы эту работу сможете использовать по вашему вкусу как, например, картину или аппликацию, а может вы что-то еще придумаете.

Сразу хочу сказать, что работа не из простых и не из быстрых. Мне потребовалось около 30 часов в общей сложности для ее завершения. И еще один важный момент: материалы для мастер-класса я снимала уже после окончательного завершения работы, поэтому техники будут показаны на отдельно вышитых специально для вас элементах.

Ну, давайте начинать. В работе используется несколько техник. На каких-то я остановлюсь подробнее, какие-то упомяну только мельком, так как про них уже много чего снято.

Но для начала вот необходимые инструменты для работы:

  • станок или рама для вышивки
  • индийский крючок для вышивки (можно брать крючок для люневильской вышивки с длинной иглой)
  • бисерная игла
  • игла для вышивки лентами
  • мягкий карандаш для перевода рисунка
  • ножницы для мелких работ
  • булавки
  • пинцет (для мелких деталей, но это не обязательный инструмент)

Теперь к самому процессу.

1. Запяливаем ткань в раму и переносим рисунок.

Пару слов про ткань: я вышивала на шифоне, так как я к нему привыкла, и мне нужна была белоснежная ткань. А вообще опытные вышивальщицы предпочитают шелковую органзу. На мой взгляд, этот рисунок можно вышить и на бархате, например. На что бы я обратила ваше внимание, так это на цвет. Традиционно Хохломской узор выполняется на красном, черном или золотом фоне, не очень традиционно, но тоже выполняется на белом.

Про перенос рисунка. Я приклеивала распечатанный на формате А4 рисунок с изнанки малярным скотчем и обводила мягким карандашом. От маркера я отказалась, так как он исчезает достаточно быстро, а рисунок слишком сложен, чтобы его дорисовывать постоянно.

2. Вышивка веточек. Техника Зардози

Это основная техника работы. Ее я покажу вам в коротком видео. Так называемым тамбурным швом в работе вышиты все мелкие веточки, загогулинки, обшиты по контуру большие фигуры. Hолик скорее для ознакомления читателей, которые впервые с этим столкнулись:

Первым делом вышиваем все веточки, которые соединяют цветочки с листиками, ягодками и другими цветочками. Для этого я использовала бисер TOHO размер 15 золотого цвета. В качестве основной нитки я использую золотой люрекс Madeira. Вот результат этого этапа:

На фото, правда, виден результат уже и следующего этапа, но вы пока на это внимание не обращайте :) Важно выполнить эту работу до вышивки основных элементов, так как потом последние будут мешать.

Пояснение: Я ленюсь переворачивать раму постоянно, поэтому до конца вышивки оставляю нитки на лицевой стороне, а потом убираю все разом.

Все следующие этапы можно выполнять в разном порядке.

Рекомендация: начинать вышивку с левого верхнего угла и продвигаться постепенно к нижнему правому. Так вышивка не будет затираться.

  • Вышивка центральных цветов. Техники: Зардози, бисер по настилу, гладь крючком.

В этом элементе важна последовательность выполнения:

  1. Пришиваем отдельно пайетку, а затем нашиваем бусину с бисеринкой. У меня не получилось идеально по размеру подобрать пайетки, поэтому я сначала их обрезаю. Для этого я подкладываю под ткань, отмеряю с помощью маркера и дальше обрезаю, отрезая по кусочку вдоль линии (так получается ровнее, в сравнении с тем, если просто резать ножницами вокруг). Затем пришиваю пайетку «галочкой», это дает ей большую устойчивость, ежели просто пришить по одной линии. Дальше насаживаем бусину и сразу бисеринку и прошиваем в отверстие бусины. Повторить 2-3 раза, закрепить нить.

2. Следующий шаг — два полукруглых элемента вверх. (Я специально сняла большую зеленую бусину, чтобы было лучше видно). Пришиваем стразу-капельку — это первый элемент (не буду подробно описывать). Дальше пришиваем настил. Важно пришить его дугой между линиями. Затем в технике Зардози от пайетки пришиваем красный бисер. Дошиваем до верху, дальше делаем маленький шаг без бисера вправо и следующий шаг делаем уже внизу настила, снова маленький шажок без бисера вправо и с бисером поднимаемся наверх. Так продолжаем, пока не закончится настил, и заканчиваем внизу у паетки с другой стороны рисунка.

3. Теперь боковые элементы. Они тоже выполняются бисером по настилу. Так как эта фигура имеет расширяющуюся форму, то настил нужно положить вот такой «загогулинкой». Для этой работы нужен бисер 15 размера. Начинаем укладывать бисер вдоль красного и продвигаемся в сторону края. В самом начале кладем по три бисеринки, постепенно увеличивая шаг в месте расширения настила. И ближе к концу снова уменьшаем количество бисеринок. После того, как эта работа проделана, мы маленькими пустыми (без бисера) шагами по низу фигуры доходим до красного бисера и оттуда пришиваем три бисеренки-рубки. Здесь важный момент, что их нужно пришивать каждую по отдельности, создавая изгиб линии. Дальше мы снова возвращаемся маленькими шагами к началу и оттуда обшиваем получившуюся фигуру красным бисером обычным тамбурным швом. Повторить с другой стороны

4. Теперь вышиваем 3 элемента вверх. В первую очередь нужно пришить полоски из рубки и черные бисеринки. Делаем это при помощи иглы. Дальше нам необходимо обшить черные элементы золотым бисером (10 размер). Обшиваем техникой Зардози. Рекомендую пришивать вплотную к черным элементам, даже если рисунок немножко шире, так как потом в эти микрорасстояния бисер никак не вставить, а даже такие маленькие промежутки из белой ткани очень протят вид.

Следующий ряд — красный бисер. Рекомендация: Вышиваем сначала внешний ряд, а потом застилаем промежутки, здесь места хватит, и так получится ровнее. И точно так же застилаем 3 большой элемент желтым бисером — сначала внешний край, потом все остальное. Рекомендация — желтый элемент застиласть не от ряда к ряду сверху, а прямыми линиями вверх-вниз. И последним элементом пришиваем красные бусинки поверх желтых.


Мы переходим к последнему элементу этого цветка. Он выполнен гладью крючком.
Здесь остановлюсь чуть подробней. Нам понадобятся золотые шелковые нити. Сначала расскажу про саму технику. Выполняется она (в моем варианте) тем же самым тамбурным швом. Выводим петлю и тянем до противоположного края рисунка, там делаем следющий стежок, который должет быть в том же направлении, но очень маленький (я его называю закрепочный). Он нужен для того, чтобы при выводе длинной петли в противоположную сторону у нас предыдущая длинная петля осталась на месте. ВАЖНО: очень четко контролируйте натяжение нижней нити, если вы ее перетянете, то будут большие дырки в местах закрепа, а если она будет слишком свободна, гладь получтся рыхлой и некрасивой.

Дальше снова длинная петля и на противоположном краю закрепочная. Несколько рекомендаций: а) чтобы гладь была без просветов, вводите крючок как можно ближе к предыдущему стежку; б) чтобы линия закрепочных стежков была ровная, вводите иглу с длинным стежком прямо перед линией рисунка, а с закрепочным стежком сразу после линии рисунка. После того, как вы вышили гладью весь элемент, необходимо обычным тамбурным швом обшить контур фигуры. Так вы прячете дырочки от закрепочных стежков и делаете контур более ровным.

Поздравляю вас, дорогие читатели, мы осилили цветок, в котором использовано большинство техник всей вышивки. Итог должен получится примерно таким:

Сразу покажу, в каких еще элементах используется гладь крючком, и покажу нюансы.

Техника используется в большинстве цветов, а так же в зеленых лепесточках. Ниже опишу последовательность выполнения каждого цветка.

В желтом цветке: красную гладь нужно обшить черным тамбуром. Красные полоски поверх желтой глади также выполняются тамбурным швом. Последовательность выполнения цветка: 1) пришиваем пайетку, на нее бусину. 2) боковые элементы из черной рубки и красного бисера 3) пришиваем зеленый стеклярус и обшиваем черным бисером. 4) выполняем верхний элемент с канителью (техника работы ниже) и обшиваем бисером 5) выполняем боковые элементы с канителью 6) элемент с красной гладью, наверх пришиваем пайетки чашкой вниз с бисеренкой 7) желтая гладь 8) красные строчки 9) черная рубка на желтую гладь.

Последовательность выполнения цветка с тремя лепестками (первая картинка): 1) Бусина с бисером 2) все три стразы 3) зеленые стразы обходим тамбурным швом 4) красные полоски из тамбурного шва (туда и обратно) 5) красный страз обшиваем золотым бисером 6) гладь 7) французские узелки.

Последовательность выполнения красного цветка (вторая картинка): 1) пайетка, бусина, бисеренка 2) красные стразы 3) обшиваем из черным бисером 4) гладь (здесь она особенно ювелирная получается)

Лепесточки: 1) тамбурным швом вышиваем среднюю прожилку, начиная от основания и к нему же возвращаясь, то есть туда-обратно 2) гладь от среднего шва к краям лепесточка 3) стежок лентой.

Изготовление кухонной прихватки в технике ковровой вышивки

Весь остальной мастер-класс будет построен в основном на объяснении техник. Давайте продолжать, осталось чуть-чуть.

  • Работа с канителью.

В нашей вышивке канитель используется во многих элементах, поэтому уделим ей внимание. Рассмотрим на примере вышивки вот этого лепесточка:

Первым делом пришиваем страз. Дальше нам нужно пришить среднюю «прожилку». Для этого мы отмеряем ее длину, прикладывая канитель от стразы до конца лепестка. Важно: отмеряйте с условием, что будет изгиб. Отрезаем и просто пришиваем иглой, как очень длинный стеклярус. Теперь необходимо оформить изгиб. Для этого мы выводим иглу на лицевую сторону в том месте, где должна быть «канителинка», а вводим обратно почти в том же месте. Сложность заключается в том, чтобы попасть точно между витками канители, чтобы она не получила резкого перелома (на фото как раз видно, что я не сразу попала, и канитель перегнулась. Что, в принципе, не сильно портит вид, но, когда лежит плавно, все-таки симпатичнее). Если необходимо, можно повторить эту процедуру еще в каком-то месте.

Дальше мы начинаем пришивать боковые прожилки листика. Точно таким же образом: отмерили-отрезали-пришили. Рекомендация: отмеряйте от уже выведенной наружу иглы, так канитель будет ложится точнее.

Урок по хохломской росписи по дереву

Обратите внимание, что не только в лепесточках используется такая техника, но и в желтом цветке.

Еще канитель используется вот в таких элементах:

В данном случае работа чуть сложнее, так как нам нужно выполнить загнутый элемент. Процесс отмерил-отрезал-пришил остается прежним. Чтобы выполнить рисунок, мы по внешней границе укладываем канитель с равными (!) промежутками, а по внутренней границе наоборот укладываем сплошной линией. Если промежутки по внешней границе рисунка будут неравными, то вся фигура потеряет «товарный вид». После того, как все пришили, необходимо эти промежутки заполнить простым тамбурным швом люрексом. Рекомендация: заполняйте галочкой, то есть сначала вдоль одной канителенки, потом вдоль другой, а затем уже серединку. После этой работы по контуру завитка пройдитесь тамбурным швом дважды и им же сделайте тонкий завиток вовнутрь. Элемент готов.

С канителью все. Едем дальше

  • Вышивка лентами

Вышивка лентами присутствует в двух элементах: веточка с листиками и отдельные листики.

В данном варианте вышивки все просто. Берем специальную иглу и ленты шириной 6мм. Вставляем ленту в иглу и шьем как нитками от одного края лепестка до другого. Чтобы лепесток получился более интересным, я прошиваю дважды, меняя место прохода иглы, а верхний лепесток три раза. На зеленом листике достаточно одного стежка.

Последняя техника которую нам осталось рассмотреть:

  • Французские узелки

Делается очень просто. Нам понадобятся шелковые нити, сложенные вдвое. На конце делаем узелок. Выводим нить с изнанки на лицо, накручиваем нить на иглу (на фото я держу другой рукой для удобства фото), втыкаем иглу практически в то же место, затягиваем. В нашей вышивке используется в двух местах — в одном из цветов и в местах черных точек.

Остались несколько элементнов, которые мы не затронули.

1) Ягодки: выполняется как начало самого большого цветка. Последняя ягодка — золотая пайетка, красная пайетка, черный узелок.

2) Завитки: все мелкие завитки выполняются тамбурным швом туда-обратно. Рекомендация: линию «обратно» выполняйте над линеей «туда», так между ними не будет промежутка. На завитках иногда бывают точечки, которые можно выполнить с помощью черной бисеренки или французского узелка.

3) Завиток фигуры выполняется тамбурным швом «туда». Капельки сбоку: а) канитель б) тамбурный шов. Рекомендация: здесь и в других фигурах, которые застилаются тамбурным швом — сначала вышивайте контур, затем по спирали двигайтесь к центру.

4) «Толстые» завитки: тамбурный шов. Смотри предыдущую рекомендацию.

Поздравляю вас, дорогие читатели, мы добрались до конца! Ура! Теперь вы знаете все техники, которые использовались в работе и, я уверена, сможете ее повторить. Надеюсь, что материал, изложенный в этом мастер-классе, оказался для вас полезным и интересным. Буду благодарна отзывам и комментариям! На последок полюбуемся фото из разряда «от идеи до воплощения». Спасибо за внимание!

Вышиваем «Хохлому» в разных техниках

В своем мастер-классе я постараюсь вас научить, как вышить узор на основе исконно русской хохломской росписи. Когда начала вышивать, еще не была уверена на сто процентов, получится ли у меня сохранить самобытность узора. Всех малейших деталей повторить, конечно, не удалось, но результатом я более чем довольна и спешу поделиться процессом с вами. После окончания вы эту работу сможете использовать по вашему вкусу как, например, картину или аппликацию, а может вы что-то еще придумаете.

Хохломская роспись по дереву

Сразу хочу сказать, что работа не из простых и не из быстрых. Мне потребовалось около 30 часов в общей сложности для ее завершения. И еще один важный момент: материалы для мастер-класса я снимала уже после окончательного завершения работы, поэтому техники будут показаны на отдельно вышитых специально для вас элементах.

Ну, давайте начинать. В работе используется несколько техник. На каких-то я остановлюсь подробнее, какие-то упомяну только мельком, так как про них уже много чего снято.

Но для начала вот необходимые инструменты для работы:

  • станок или рама для вышивки
  • индийский крючок для вышивки (можно брать крючок для люневильской вышивки с длинной иглой)
  • бисерная игла
  • игла для вышивки лентами
  • мягкий карандаш для перевода рисунка
  • ножницы для мелких работ
  • булавки
  • пинцет (для мелких деталей, но это не обязательный инструмент)

Теперь к самому процессу.

1. Запяливаем ткань в раму и переносим рисунок.

Пару слов про ткань: я вышивала на шифоне, так как я к нему привыкла, и мне нужна была белоснежная ткань. А вообще опытные вышивальщицы предпочитают шелковую органзу. На мой взгляд, этот рисунок можно вышить и на бархате, например. На что бы я обратила ваше внимание, так это на цвет. Традиционно Хохломской узор выполняется на красном, черном или золотом фоне, не очень традиционно, но тоже выполняется на белом.

Про перенос рисунка. Я приклеивала распечатанный на формате А4 рисунок с изнанки малярным скотчем и обводила мягким карандашом. От маркера я отказалась, так как он исчезает достаточно быстро, а рисунок слишком сложен, чтобы его дорисовывать постоянно.

2. Вышивка веточек. Техника Зардози

Это основная техника работы. Ее я покажу вам в коротком видео. Так называемым тамбурным швом в работе вышиты все мелкие веточки, загогулинки, обшиты по контуру большие фигуры. Hолик скорее для ознакомления читателей, которые впервые с этим столкнулись:

Первым делом вышиваем все веточки, которые соединяют цветочки с листиками, ягодками и другими цветочками. Для этого я использовала бисер TOHO размер 15 золотого цвета. В качестве основной нитки я использую золотой люрекс Madeira. Вот результат этого этапа:

На фото, правда, виден результат уже и следующего этапа, но вы пока на это внимание не обращайте :) Важно выполнить эту работу до вышивки основных элементов, так как потом последние будут мешать.

Пояснение: Я ленюсь переворачивать раму постоянно, поэтому до конца вышивки оставляю нитки на лицевой стороне, а потом убираю все разом.

Все следующие этапы можно выполнять в разном порядке.

Рекомендация: начинать вышивку с левого верхнего угла и продвигаться постепенно к нижнему правому. Так вышивка не будет затираться.

  • Вышивка центральных цветов. Техники: Зардози, бисер по настилу, гладь крючком.

В этом элементе важна последовательность выполнения:

  1. Пришиваем отдельно пайетку, а затем нашиваем бусину с бисеринкой. У меня не получилось идеально по размеру подобрать пайетки, поэтому я сначала их обрезаю. Для этого я подкладываю под ткань, отмеряю с помощью маркера и дальше обрезаю, отрезая по кусочку вдоль линии (так получается ровнее, в сравнении с тем, если просто резать ножницами вокруг). Затем пришиваю пайетку «галочкой», это дает ей большую устойчивость, ежели просто пришить по одной линии. Дальше насаживаем бусину и сразу бисеринку и прошиваем в отверстие бусины. Повторить 2-3 раза, закрепить нить.

2. Следующий шаг — два полукруглых элемента вверх. (Я специально сняла большую зеленую бусину, чтобы было лучше видно). Пришиваем стразу-капельку — это первый элемент (не буду подробно описывать). Дальше пришиваем настил. Важно пришить его дугой между линиями. Затем в технике Зардози от пайетки пришиваем красный бисер. Дошиваем до верху, дальше делаем маленький шаг без бисера вправо и следующий шаг делаем уже внизу настила, снова маленький шажок без бисера вправо и с бисером поднимаемся наверх. Так продолжаем, пока не закончится настил, и заканчиваем внизу у паетки с другой стороны рисунка.

3. Теперь боковые элементы. Они тоже выполняются бисером по настилу. Так как эта фигура имеет расширяющуюся форму, то настил нужно положить вот такой «загогулинкой». Для этой работы нужен бисер 15 размера. Начинаем укладывать бисер вдоль красного и продвигаемся в сторону края. В самом начале кладем по три бисеринки, постепенно увеличивая шаг в месте расширения настила. И ближе к концу снова уменьшаем количество бисеринок. После того, как эта работа проделана, мы маленькими пустыми (без бисера) шагами по низу фигуры доходим до красного бисера и оттуда пришиваем три бисеренки-рубки. Здесь важный момент, что их нужно пришивать каждую по отдельности, создавая изгиб линии. Дальше мы снова возвращаемся маленькими шагами к началу и оттуда обшиваем получившуюся фигуру красным бисером обычным тамбурным швом. Повторить с другой стороны

4. Теперь вышиваем 3 элемента вверх. В первую очередь нужно пришить полоски из рубки и черные бисеринки. Делаем это при помощи иглы. Дальше нам необходимо обшить черные элементы золотым бисером (10 размер). Обшиваем техникой Зардози. Рекомендую пришивать вплотную к черным элементам, даже если рисунок немножко шире, так как потом в эти микрорасстояния бисер никак не вставить, а даже такие маленькие промежутки из белой ткани очень протят вид.

Следующий ряд — красный бисер. Рекомендация: Вышиваем сначала внешний ряд, а потом застилаем промежутки, здесь места хватит, и так получится ровнее. И точно так же застилаем 3 большой элемент желтым бисером — сначала внешний край, потом все остальное. Рекомендация — желтый элемент застиласть не от ряда к ряду сверху, а прямыми линиями вверх-вниз. И последним элементом пришиваем красные бусинки поверх желтых.


Мы переходим к последнему элементу этого цветка. Он выполнен гладью крючком.
Здесь остановлюсь чуть подробней. Нам понадобятся золотые шелковые нити. Сначала расскажу про саму технику. Выполняется она (в моем варианте) тем же самым тамбурным швом. Выводим петлю и тянем до противоположного края рисунка, там делаем следющий стежок, который должет быть в том же направлении, но очень маленький (я его называю закрепочный). Он нужен для того, чтобы при выводе длинной петли в противоположную сторону у нас предыдущая длинная петля осталась на месте. ВАЖНО: очень четко контролируйте натяжение нижней нити, если вы ее перетянете, то будут большие дырки в местах закрепа, а если она будет слишком свободна, гладь получтся рыхлой и некрасивой.

Дальше снова длинная петля и на противоположном краю закрепочная. Несколько рекомендаций: а) чтобы гладь была без просветов, вводите крючок как можно ближе к предыдущему стежку; б) чтобы линия закрепочных стежков была ровная, вводите иглу с длинным стежком прямо перед линией рисунка, а с закрепочным стежком сразу после линии рисунка. После того, как вы вышили гладью весь элемент, необходимо обычным тамбурным швом обшить контур фигуры. Так вы прячете дырочки от закрепочных стежков и делаете контур более ровным.

Поздравляю вас, дорогие читатели, мы осилили цветок, в котором использовано большинство техник всей вышивки. Итог должен получится примерно таким:

Сразу покажу, в каких еще элементах используется гладь крючком, и покажу нюансы.

Техника используется в большинстве цветов, а так же в зеленых лепесточках. Ниже опишу последовательность выполнения каждого цветка.

В желтом цветке: красную гладь нужно обшить черным тамбуром. Красные полоски поверх желтой глади также выполняются тамбурным швом. Последовательность выполнения цветка: 1) пришиваем пайетку, на нее бусину. 2) боковые элементы из черной рубки и красного бисера 3) пришиваем зеленый стеклярус и обшиваем черным бисером. 4) выполняем верхний элемент с канителью (техника работы ниже) и обшиваем бисером 5) выполняем боковые элементы с канителью 6) элемент с красной гладью, наверх пришиваем пайетки чашкой вниз с бисеренкой 7) желтая гладь 8) красные строчки 9) черная рубка на желтую гладь.

Последовательность выполнения цветка с тремя лепестками (первая картинка): 1) Бусина с бисером 2) все три стразы 3) зеленые стразы обходим тамбурным швом 4) красные полоски из тамбурного шва (туда и обратно) 5) красный страз обшиваем золотым бисером 6) гладь 7) французские узелки.

Последовательность выполнения красного цветка (вторая картинка): 1) пайетка, бусина, бисеренка 2) красные стразы 3) обшиваем из черным бисером 4) гладь (здесь она особенно ювелирная получается)

Лепесточки: 1) тамбурным швом вышиваем среднюю прожилку, начиная от основания и к нему же возвращаясь, то есть туда-обратно 2) гладь от среднего шва к краям лепесточка 3) стежок лентой.

Весь остальной мастер-класс будет построен в основном на объяснении техник. Давайте продолжать, осталось чуть-чуть.

  • Работа с канителью.

В нашей вышивке канитель используется во многих элементах, поэтому уделим ей внимание. Рассмотрим на примере вышивки вот этого лепесточка:

Первым делом пришиваем страз. Дальше нам нужно пришить среднюю «прожилку». Для этого мы отмеряем ее длину, прикладывая канитель от стразы до конца лепестка. Важно: отмеряйте с условием, что будет изгиб. Отрезаем и просто пришиваем иглой, как очень длинный стеклярус. Теперь необходимо оформить изгиб. Для этого мы выводим иглу на лицевую сторону в том месте, где должна быть «канителинка», а вводим обратно почти в том же месте. Сложность заключается в том, чтобы попасть точно между витками канители, чтобы она не получила резкого перелома (на фото как раз видно, что я не сразу попала, и канитель перегнулась. Что, в принципе, не сильно портит вид, но, когда лежит плавно, все-таки симпатичнее). Если необходимо, можно повторить эту процедуру еще в каком-то месте.

Дальше мы начинаем пришивать боковые прожилки листика. Точно таким же образом: отмерили-отрезали-пришили. Рекомендация: отмеряйте от уже выведенной наружу иглы, так канитель будет ложится точнее.

Обратите внимание, что не только в лепесточках используется такая техника, но и в желтом цветке.

Еще канитель используется вот в таких элементах:

В данном случае работа чуть сложнее, так как нам нужно выполнить загнутый элемент. Процесс отмерил-отрезал-пришил остается прежним. Чтобы выполнить рисунок, мы по внешней границе укладываем канитель с равными (!) промежутками, а по внутренней границе наоборот укладываем сплошной линией. Если промежутки по внешней границе рисунка будут неравными, то вся фигура потеряет «товарный вид». После того, как все пришили, необходимо эти промежутки заполнить простым тамбурным швом люрексом. Рекомендация: заполняйте галочкой, то есть сначала вдоль одной канителенки, потом вдоль другой, а затем уже серединку. После этой работы по контуру завитка пройдитесь тамбурным швом дважды и им же сделайте тонкий завиток вовнутрь. Элемент готов.

С канителью все. Едем дальше

  • Вышивка лентами

Вышивка лентами присутствует в двух элементах: веточка с листиками и отдельные листики.

В данном варианте вышивки все просто. Берем специальную иглу и ленты шириной 6мм. Вставляем ленту в иглу и шьем как нитками от одного края лепестка до другого. Чтобы лепесток получился более интересным, я прошиваю дважды, меняя место прохода иглы, а верхний лепесток три раза. На зеленом листике достаточно одного стежка.

Последняя техника которую нам осталось рассмотреть:

  • Французские узелки

Делается очень просто. Нам понадобятся шелковые нити, сложенные вдвое. На конце делаем узелок. Выводим нить с изнанки на лицо, накручиваем нить на иглу (на фото я держу другой рукой для удобства фото), втыкаем иглу практически в то же место, затягиваем. В нашей вышивке используется в двух местах — в одном из цветов и в местах черных точек.

Остались несколько элементнов, которые мы не затронули.

1) Ягодки: выполняется как начало самого большого цветка. Последняя ягодка — золотая пайетка, красная пайетка, черный узелок.

2) Завитки: все мелкие завитки выполняются тамбурным швом туда-обратно. Рекомендация: линию «обратно» выполняйте над линеей «туда», так между ними не будет промежутка. На завитках иногда бывают точечки, которые можно выполнить с помощью черной бисеренки или французского узелка.

3) Завиток фигуры выполняется тамбурным швом «туда». Капельки сбоку: а) канитель б) тамбурный шов. Рекомендация: здесь и в других фигурах, которые застилаются тамбурным швом — сначала вышивайте контур, затем по спирали двигайтесь к центру.

4) «Толстые» завитки: тамбурный шов. Смотри предыдущую рекомендацию.

Поздравляю вас, дорогие читатели, мы добрались до конца! Ура! Теперь вы знаете все техники, которые использовались в работе и, я уверена, сможете ее повторить. Надеюсь, что материал, изложенный в этом мастер-классе, оказался для вас полезным и интересным. Буду благодарна отзывам и комментариям! На последок полюбуемся фото из разряда «от идеи до воплощения». Спасибо за внимание!

Вышиваем «Хохлому» в разных техниках

В своем мастер-классе я постараюсь вас научить, как вышить узор на основе исконно русской хохломской росписи. Когда начала вышивать, еще не была уверена на сто процентов, получится ли у меня сохранить самобытность узора. Всех малейших деталей повторить, конечно, не удалось, но результатом я более чем довольна и спешу поделиться процессом с вами. После окончания вы эту работу сможете использовать по вашему вкусу как, например, картину или аппликацию, а может вы что-то еще придумаете.

Сразу хочу сказать, что работа не из простых и не из быстрых. Мне потребовалось около 30 часов в общей сложности для ее завершения. И еще один важный момент: материалы для мастер-класса я снимала уже после окончательного завершения работы, поэтому техники будут показаны на отдельно вышитых специально для вас элементах.

Ну, давайте начинать. В работе используется несколько техник. На каких-то я остановлюсь подробнее, какие-то упомяну только мельком, так как про них уже много чего снято.

Но для начала вот необходимые инструменты для работы:

  • станок или рама для вышивки
  • индийский крючок для вышивки (можно брать крючок для люневильской вышивки с длинной иглой)
  • бисерная игла
  • игла для вышивки лентами
  • мягкий карандаш для перевода рисунка
  • ножницы для мелких работ
  • булавки
  • пинцет (для мелких деталей, но это не обязательный инструмент)

Теперь к самому процессу.

1. Запяливаем ткань в раму и переносим рисунок.

Пару слов про ткань: я вышивала на шифоне, так как я к нему привыкла, и мне нужна была белоснежная ткань. А вообще опытные вышивальщицы предпочитают шелковую органзу. На мой взгляд, этот рисунок можно вышить и на бархате, например. На что бы я обратила ваше внимание, так это на цвет. Традиционно Хохломской узор выполняется на красном, черном или золотом фоне, не очень традиционно, но тоже выполняется на белом.

Про перенос рисунка. Я приклеивала распечатанный на формате А4 рисунок с изнанки малярным скотчем и обводила мягким карандашом. От маркера я отказалась, так как он исчезает достаточно быстро, а рисунок слишком сложен, чтобы его дорисовывать постоянно.

2. Вышивка веточек. Техника Зардози

Это основная техника работы. Ее я покажу вам в коротком видео. Так называемым тамбурным швом в работе вышиты все мелкие веточки, загогулинки, обшиты по контуру большие фигуры. Hолик скорее для ознакомления читателей, которые впервые с этим столкнулись:

Первым делом вышиваем все веточки, которые соединяют цветочки с листиками, ягодками и другими цветочками. Для этого я использовала бисер TOHO размер 15 золотого цвета. В качестве основной нитки я использую золотой люрекс Madeira. Вот результат этого этапа:

На фото, правда, виден результат уже и следующего этапа, но вы пока на это внимание не обращайте :) Важно выполнить эту работу до вышивки основных элементов, так как потом последние будут мешать.

Пояснение: Я ленюсь переворачивать раму постоянно, поэтому до конца вышивки оставляю нитки на лицевой стороне, а потом убираю все разом.

Все следующие этапы можно выполнять в разном порядке.

Рекомендация: начинать вышивку с левого верхнего угла и продвигаться постепенно к нижнему правому. Так вышивка не будет затираться.

Хохлома. Уроки росписи.

  • Вышивка центральных цветов. Техники: Зардози, бисер по настилу, гладь крючком.

В этом элементе важна последовательность выполнения:

  1. Пришиваем отдельно пайетку, а затем нашиваем бусину с бисеринкой. У меня не получилось идеально по размеру подобрать пайетки, поэтому я сначала их обрезаю. Для этого я подкладываю под ткань, отмеряю с помощью маркера и дальше обрезаю, отрезая по кусочку вдоль линии (так получается ровнее, в сравнении с тем, если просто резать ножницами вокруг). Затем пришиваю пайетку «галочкой», это дает ей большую устойчивость, ежели просто пришить по одной линии. Дальше насаживаем бусину и сразу бисеринку и прошиваем в отверстие бусины. Повторить 2-3 раза, закрепить нить.

Мастер класс хохломской росписи Вишенки

2. Следующий шаг — два полукруглых элемента вверх. (Я специально сняла большую зеленую бусину, чтобы было лучше видно). Пришиваем стразу-капельку — это первый элемент (не буду подробно описывать). Дальше пришиваем настил. Важно пришить его дугой между линиями. Затем в технике Зардози от пайетки пришиваем красный бисер. Дошиваем до верху, дальше делаем маленький шаг без бисера вправо и следующий шаг делаем уже внизу настила, снова маленький шажок без бисера вправо и с бисером поднимаемся наверх. Так продолжаем, пока не закончится настил, и заканчиваем внизу у паетки с другой стороны рисунка.

3. Теперь боковые элементы. Они тоже выполняются бисером по настилу. Так как эта фигура имеет расширяющуюся форму, то настил нужно положить вот такой «загогулинкой». Для этой работы нужен бисер 15 размера. Начинаем укладывать бисер вдоль красного и продвигаемся в сторону края. В самом начале кладем по три бисеринки, постепенно увеличивая шаг в месте расширения настила. И ближе к концу снова уменьшаем количество бисеринок. После того, как эта работа проделана, мы маленькими пустыми (без бисера) шагами по низу фигуры доходим до красного бисера и оттуда пришиваем три бисеренки-рубки. Здесь важный момент, что их нужно пришивать каждую по отдельности, создавая изгиб линии. Дальше мы снова возвращаемся маленькими шагами к началу и оттуда обшиваем получившуюся фигуру красным бисером обычным тамбурным швом. Повторить с другой стороны

4. Теперь вышиваем 3 элемента вверх. В первую очередь нужно пришить полоски из рубки и черные бисеринки. Делаем это при помощи иглы. Дальше нам необходимо обшить черные элементы золотым бисером (10 размер). Обшиваем техникой Зардози. Рекомендую пришивать вплотную к черным элементам, даже если рисунок немножко шире, так как потом в эти микрорасстояния бисер никак не вставить, а даже такие маленькие промежутки из белой ткани очень протят вид.

Следующий ряд — красный бисер. Рекомендация: Вышиваем сначала внешний ряд, а потом застилаем промежутки, здесь места хватит, и так получится ровнее. И точно так же застилаем 3 большой элемент желтым бисером — сначала внешний край, потом все остальное. Рекомендация — желтый элемент застиласть не от ряда к ряду сверху, а прямыми линиями вверх-вниз. И последним элементом пришиваем красные бусинки поверх желтых.


Мы переходим к последнему элементу этого цветка. Он выполнен гладью крючком.
Здесь остановлюсь чуть подробней. Нам понадобятся золотые шелковые нити. Сначала расскажу про саму технику. Выполняется она (в моем варианте) тем же самым тамбурным швом. Выводим петлю и тянем до противоположного края рисунка, там делаем следющий стежок, который должет быть в том же направлении, но очень маленький (я его называю закрепочный). Он нужен для того, чтобы при выводе длинной петли в противоположную сторону у нас предыдущая длинная петля осталась на месте. ВАЖНО: очень четко контролируйте натяжение нижней нити, если вы ее перетянете, то будут большие дырки в местах закрепа, а если она будет слишком свободна, гладь получтся рыхлой и некрасивой.

Дальше снова длинная петля и на противоположном краю закрепочная. Несколько рекомендаций: а) чтобы гладь была без просветов, вводите крючок как можно ближе к предыдущему стежку; б) чтобы линия закрепочных стежков была ровная, вводите иглу с длинным стежком прямо перед линией рисунка, а с закрепочным стежком сразу после линии рисунка. После того, как вы вышили гладью весь элемент, необходимо обычным тамбурным швом обшить контур фигуры. Так вы прячете дырочки от закрепочных стежков и делаете контур более ровным.

Поздравляю вас, дорогие читатели, мы осилили цветок, в котором использовано большинство техник всей вышивки. Итог должен получится примерно таким:

Сразу покажу, в каких еще элементах используется гладь крючком, и покажу нюансы.

Техника используется в большинстве цветов, а так же в зеленых лепесточках. Ниже опишу последовательность выполнения каждого цветка.

В желтом цветке: красную гладь нужно обшить черным тамбуром. Красные полоски поверх желтой глади также выполняются тамбурным швом. Последовательность выполнения цветка: 1) пришиваем пайетку, на нее бусину. 2) боковые элементы из черной рубки и красного бисера 3) пришиваем зеленый стеклярус и обшиваем черным бисером. 4) выполняем верхний элемент с канителью (техника работы ниже) и обшиваем бисером 5) выполняем боковые элементы с канителью 6) элемент с красной гладью, наверх пришиваем пайетки чашкой вниз с бисеренкой 7) желтая гладь 8) красные строчки 9) черная рубка на желтую гладь.

Последовательность выполнения цветка с тремя лепестками (первая картинка): 1) Бусина с бисером 2) все три стразы 3) зеленые стразы обходим тамбурным швом 4) красные полоски из тамбурного шва (туда и обратно) 5) красный страз обшиваем золотым бисером 6) гладь 7) французские узелки.

Последовательность выполнения красного цветка (вторая картинка): 1) пайетка, бусина, бисеренка 2) красные стразы 3) обшиваем из черным бисером 4) гладь (здесь она особенно ювелирная получается)

Лепесточки: 1) тамбурным швом вышиваем среднюю прожилку, начиная от основания и к нему же возвращаясь, то есть туда-обратно 2) гладь от среднего шва к краям лепесточка 3) стежок лентой.

Весь остальной мастер-класс будет построен в основном на объяснении техник. Давайте продолжать, осталось чуть-чуть.

  • Работа с канителью.

В нашей вышивке канитель используется во многих элементах, поэтому уделим ей внимание. Рассмотрим на примере вышивки вот этого лепесточка:

Первым делом пришиваем страз. Дальше нам нужно пришить среднюю «прожилку». Для этого мы отмеряем ее длину, прикладывая канитель от стразы до конца лепестка. Важно: отмеряйте с условием, что будет изгиб. Отрезаем и просто пришиваем иглой, как очень длинный стеклярус. Теперь необходимо оформить изгиб. Для этого мы выводим иглу на лицевую сторону в том месте, где должна быть «канителинка», а вводим обратно почти в том же месте. Сложность заключается в том, чтобы попасть точно между витками канители, чтобы она не получила резкого перелома (на фото как раз видно, что я не сразу попала, и канитель перегнулась. Что, в принципе, не сильно портит вид, но, когда лежит плавно, все-таки симпатичнее). Если необходимо, можно повторить эту процедуру еще в каком-то месте.

Дальше мы начинаем пришивать боковые прожилки листика. Точно таким же образом: отмерили-отрезали-пришили. Рекомендация: отмеряйте от уже выведенной наружу иглы, так канитель будет ложится точнее.

Обратите внимание, что не только в лепесточках используется такая техника, но и в желтом цветке.

Еще канитель используется вот в таких элементах:

В данном случае работа чуть сложнее, так как нам нужно выполнить загнутый элемент. Процесс отмерил-отрезал-пришил остается прежним. Чтобы выполнить рисунок, мы по внешней границе укладываем канитель с равными (!) промежутками, а по внутренней границе наоборот укладываем сплошной линией. Если промежутки по внешней границе рисунка будут неравными, то вся фигура потеряет «товарный вид». После того, как все пришили, необходимо эти промежутки заполнить простым тамбурным швом люрексом. Рекомендация: заполняйте галочкой, то есть сначала вдоль одной канителенки, потом вдоль другой, а затем уже серединку. После этой работы по контуру завитка пройдитесь тамбурным швом дважды и им же сделайте тонкий завиток вовнутрь. Элемент готов.

С канителью все. Едем дальше

  • Вышивка лентами

Вышивка лентами присутствует в двух элементах: веточка с листиками и отдельные листики.

В данном варианте вышивки все просто. Берем специальную иглу и ленты шириной 6мм. Вставляем ленту в иглу и шьем как нитками от одного края лепестка до другого. Чтобы лепесток получился более интересным, я прошиваю дважды, меняя место прохода иглы, а верхний лепесток три раза. На зеленом листике достаточно одного стежка.

Урок ИЗО в школе. 5 класс. Урок № 15. «Искусство хохломы».

Последняя техника которую нам осталось рассмотреть:

  • Французские узелки

Делается очень просто. Нам понадобятся шелковые нити, сложенные вдвое. На конце делаем узелок. Выводим нить с изнанки на лицо, накручиваем нить на иглу (на фото я держу другой рукой для удобства фото), втыкаем иглу практически в то же место, затягиваем. В нашей вышивке используется в двух местах — в одном из цветов и в местах черных точек.

Остались несколько элементнов, которые мы не затронули.

1) Ягодки: выполняется как начало самого большого цветка. Последняя ягодка — золотая пайетка, красная пайетка, черный узелок.

2) Завитки: все мелкие завитки выполняются тамбурным швом туда-обратно. Рекомендация: линию «обратно» выполняйте над линеей «туда», так между ними не будет промежутка. На завитках иногда бывают точечки, которые можно выполнить с помощью черной бисеренки или французского узелка.

3) Завиток фигуры выполняется тамбурным швом «туда». Капельки сбоку: а) канитель б) тамбурный шов. Рекомендация: здесь и в других фигурах, которые застилаются тамбурным швом — сначала вышивайте контур, затем по спирали двигайтесь к центру.

4) «Толстые» завитки: тамбурный шов. Смотри предыдущую рекомендацию.

Поздравляю вас, дорогие читатели, мы добрались до конца! Ура! Теперь вы знаете все техники, которые использовались в работе и, я уверена, сможете ее повторить. Надеюсь, что материал, изложенный в этом мастер-классе, оказался для вас полезным и интересным. Буду благодарна отзывам и комментариям! На последок полюбуемся фото из разряда «от идеи до воплощения». Спасибо за внимание!

Вышиваем «Хохлому» в разных техниках

В своем мастер-классе я постараюсь вас научить, как вышить узор на основе исконно русской хохломской росписи. Когда начала вышивать, еще не была уверена на сто процентов, получится ли у меня сохранить самобытность узора. Всех малейших деталей повторить, конечно, не удалось, но результатом я более чем довольна и спешу поделиться процессом с вами. После окончания вы эту работу сможете использовать по вашему вкусу как, например, картину или аппликацию, а может вы что-то еще придумаете.

Сразу хочу сказать, что работа не из простых и не из быстрых. Мне потребовалось около 30 часов в общей сложности для ее завершения. И еще один важный момент: материалы для мастер-класса я снимала уже после окончательного завершения работы, поэтому техники будут показаны на отдельно вышитых специально для вас элементах.

Ну, давайте начинать. В работе используется несколько техник. На каких-то я остановлюсь подробнее, какие-то упомяну только мельком, так как про них уже много чего снято.

Но для начала вот необходимые инструменты для работы:

  • станок или рама для вышивки
  • индийский крючок для вышивки (можно брать крючок для люневильской вышивки с длинной иглой)
  • бисерная игла
  • игла для вышивки лентами
  • мягкий карандаш для перевода рисунка
  • ножницы для мелких работ
  • булавки
  • пинцет (для мелких деталей, но это не обязательный инструмент)

Теперь к самому процессу.

1. Запяливаем ткань в раму и переносим рисунок.

Пару слов про ткань: я вышивала на шифоне, так как я к нему привыкла, и мне нужна была белоснежная ткань. А вообще опытные вышивальщицы предпочитают шелковую органзу. На мой взгляд, этот рисунок можно вышить и на бархате, например. На что бы я обратила ваше внимание, так это на цвет. Традиционно Хохломской узор выполняется на красном, черном или золотом фоне, не очень традиционно, но тоже выполняется на белом.

Про перенос рисунка. Я приклеивала распечатанный на формате А4 рисунок с изнанки малярным скотчем и обводила мягким карандашом. От маркера я отказалась, так как он исчезает достаточно быстро, а рисунок слишком сложен, чтобы его дорисовывать постоянно.

2. Вышивка веточек. Техника Зардози

Это основная техника работы. Ее я покажу вам в коротком видео. Так называемым тамбурным швом в работе вышиты все мелкие веточки, загогулинки, обшиты по контуру большие фигуры. Hолик скорее для ознакомления читателей, которые впервые с этим столкнулись:

Первым делом вышиваем все веточки, которые соединяют цветочки с листиками, ягодками и другими цветочками. Для этого я использовала бисер TOHO размер 15 золотого цвета. В качестве основной нитки я использую золотой люрекс Madeira. Вот результат этого этапа:

На фото, правда, виден результат уже и следующего этапа, но вы пока на это внимание не обращайте :) Важно выполнить эту работу до вышивки основных элементов, так как потом последние будут мешать.

Пояснение: Я ленюсь переворачивать раму постоянно, поэтому до конца вышивки оставляю нитки на лицевой стороне, а потом убираю все разом.

Все следующие этапы можно выполнять в разном порядке.

Рекомендация: начинать вышивку с левого верхнего угла и продвигаться постепенно к нижнему правому. Так вышивка не будет затираться.

  • Вышивка центральных цветов. Техники: Зардози, бисер по настилу, гладь крючком.

В этом элементе важна последовательность выполнения:

  1. Пришиваем отдельно пайетку, а затем нашиваем бусину с бисеринкой. У меня не получилось идеально по размеру подобрать пайетки, поэтому я сначала их обрезаю. Для этого я подкладываю под ткань, отмеряю с помощью маркера и дальше обрезаю, отрезая по кусочку вдоль линии (так получается ровнее, в сравнении с тем, если просто резать ножницами вокруг). Затем пришиваю пайетку «галочкой», это дает ей большую устойчивость, ежели просто пришить по одной линии. Дальше насаживаем бусину и сразу бисеринку и прошиваем в отверстие бусины. Повторить 2-3 раза, закрепить нить.

Рисование «Золотая хохлома» 6+ с Еловенко Натальей Вячеславовной, Школа №1586

2. Следующий шаг — два полукруглых элемента вверх. (Я специально сняла большую зеленую бусину, чтобы было лучше видно). Пришиваем стразу-капельку — это первый элемент (не буду подробно описывать). Дальше пришиваем настил. Важно пришить его дугой между линиями. Затем в технике Зардози от пайетки пришиваем красный бисер. Дошиваем до верху, дальше делаем маленький шаг без бисера вправо и следующий шаг делаем уже внизу настила, снова маленький шажок без бисера вправо и с бисером поднимаемся наверх. Так продолжаем, пока не закончится настил, и заканчиваем внизу у паетки с другой стороны рисунка.

3. Теперь боковые элементы. Они тоже выполняются бисером по настилу. Так как эта фигура имеет расширяющуюся форму, то настил нужно положить вот такой «загогулинкой». Для этой работы нужен бисер 15 размера. Начинаем укладывать бисер вдоль красного и продвигаемся в сторону края. В самом начале кладем по три бисеринки, постепенно увеличивая шаг в месте расширения настила. И ближе к концу снова уменьшаем количество бисеринок. После того, как эта работа проделана, мы маленькими пустыми (без бисера) шагами по низу фигуры доходим до красного бисера и оттуда пришиваем три бисеренки-рубки. Здесь важный момент, что их нужно пришивать каждую по отдельности, создавая изгиб линии. Дальше мы снова возвращаемся маленькими шагами к началу и оттуда обшиваем получившуюся фигуру красным бисером обычным тамбурным швом. Повторить с другой стороны

4. Теперь вышиваем 3 элемента вверх. В первую очередь нужно пришить полоски из рубки и черные бисеринки. Делаем это при помощи иглы. Дальше нам необходимо обшить черные элементы золотым бисером (10 размер). Обшиваем техникой Зардози. Рекомендую пришивать вплотную к черным элементам, даже если рисунок немножко шире, так как потом в эти микрорасстояния бисер никак не вставить, а даже такие маленькие промежутки из белой ткани очень протят вид.

Следующий ряд — красный бисер. Рекомендация: Вышиваем сначала внешний ряд, а потом застилаем промежутки, здесь места хватит, и так получится ровнее. И точно так же застилаем 3 большой элемент желтым бисером — сначала внешний край, потом все остальное. Рекомендация — желтый элемент застиласть не от ряда к ряду сверху, а прямыми линиями вверх-вниз. И последним элементом пришиваем красные бусинки поверх желтых.


Мы переходим к последнему элементу этого цветка. Он выполнен гладью крючком.
Здесь остановлюсь чуть подробней. Нам понадобятся золотые шелковые нити. Сначала расскажу про саму технику. Выполняется она (в моем варианте) тем же самым тамбурным швом. Выводим петлю и тянем до противоположного края рисунка, там делаем следющий стежок, который должет быть в том же направлении, но очень маленький (я его называю закрепочный). Он нужен для того, чтобы при выводе длинной петли в противоположную сторону у нас предыдущая длинная петля осталась на месте. ВАЖНО: очень четко контролируйте натяжение нижней нити, если вы ее перетянете, то будут большие дырки в местах закрепа, а если она будет слишком свободна, гладь получтся рыхлой и некрасивой.

Дальше снова длинная петля и на противоположном краю закрепочная. Несколько рекомендаций: а) чтобы гладь была без просветов, вводите крючок как можно ближе к предыдущему стежку; б) чтобы линия закрепочных стежков была ровная, вводите иглу с длинным стежком прямо перед линией рисунка, а с закрепочным стежком сразу после линии рисунка. После того, как вы вышили гладью весь элемент, необходимо обычным тамбурным швом обшить контур фигуры. Так вы прячете дырочки от закрепочных стежков и делаете контур более ровным.

Поздравляю вас, дорогие читатели, мы осилили цветок, в котором использовано большинство техник всей вышивки. Итог должен получится примерно таким:

Сразу покажу, в каких еще элементах используется гладь крючком, и покажу нюансы.

Техника используется в большинстве цветов, а так же в зеленых лепесточках. Ниже опишу последовательность выполнения каждого цветка.

В желтом цветке: красную гладь нужно обшить черным тамбуром. Красные полоски поверх желтой глади также выполняются тамбурным швом. Последовательность выполнения цветка: 1) пришиваем пайетку, на нее бусину. 2) боковые элементы из черной рубки и красного бисера 3) пришиваем зеленый стеклярус и обшиваем черным бисером. 4) выполняем верхний элемент с канителью (техника работы ниже) и обшиваем бисером 5) выполняем боковые элементы с канителью 6) элемент с красной гладью, наверх пришиваем пайетки чашкой вниз с бисеренкой 7) желтая гладь 8) красные строчки 9) черная рубка на желтую гладь.

Последовательность выполнения цветка с тремя лепестками (первая картинка): 1) Бусина с бисером 2) все три стразы 3) зеленые стразы обходим тамбурным швом 4) красные полоски из тамбурного шва (туда и обратно) 5) красный страз обшиваем золотым бисером 6) гладь 7) французские узелки.

Последовательность выполнения красного цветка (вторая картинка): 1) пайетка, бусина, бисеренка 2) красные стразы 3) обшиваем из черным бисером 4) гладь (здесь она особенно ювелирная получается)

Лепесточки: 1) тамбурным швом вышиваем среднюю прожилку, начиная от основания и к нему же возвращаясь, то есть туда-обратно 2) гладь от среднего шва к краям лепесточка 3) стежок лентой.

Весь остальной мастер-класс будет построен в основном на объяснении техник. Давайте продолжать, осталось чуть-чуть.

Хохломская роспись || Узор «Яблоки» || Травный узор

  • Работа с канителью.

В нашей вышивке канитель используется во многих элементах, поэтому уделим ей внимание. Рассмотрим на примере вышивки вот этого лепесточка:

Первым делом пришиваем страз. Дальше нам нужно пришить среднюю «прожилку». Для этого мы отмеряем ее длину, прикладывая канитель от стразы до конца лепестка. Важно: отмеряйте с условием, что будет изгиб. Отрезаем и просто пришиваем иглой, как очень длинный стеклярус. Теперь необходимо оформить изгиб. Для этого мы выводим иглу на лицевую сторону в том месте, где должна быть «канителинка», а вводим обратно почти в том же месте. Сложность заключается в том, чтобы попасть точно между витками канители, чтобы она не получила резкого перелома (на фото как раз видно, что я не сразу попала, и канитель перегнулась. Что, в принципе, не сильно портит вид, но, когда лежит плавно, все-таки симпатичнее). Если необходимо, можно повторить эту процедуру еще в каком-то месте.

Дальше мы начинаем пришивать боковые прожилки листика. Точно таким же образом: отмерили-отрезали-пришили. Рекомендация: отмеряйте от уже выведенной наружу иглы, так канитель будет ложится точнее.

Обратите внимание, что не только в лепесточках используется такая техника, но и в желтом цветке.

Еще канитель используется вот в таких элементах:

В данном случае работа чуть сложнее, так как нам нужно выполнить загнутый элемент. Процесс отмерил-отрезал-пришил остается прежним. Чтобы выполнить рисунок, мы по внешней границе укладываем канитель с равными (!) промежутками, а по внутренней границе наоборот укладываем сплошной линией. Если промежутки по внешней границе рисунка будут неравными, то вся фигура потеряет «товарный вид». После того, как все пришили, необходимо эти промежутки заполнить простым тамбурным швом люрексом. Рекомендация: заполняйте галочкой, то есть сначала вдоль одной канителенки, потом вдоль другой, а затем уже серединку. После этой работы по контуру завитка пройдитесь тамбурным швом дважды и им же сделайте тонкий завиток вовнутрь. Элемент готов.

С канителью все. Едем дальше

  • Вышивка лентами

Вышивка лентами присутствует в двух элементах: веточка с листиками и отдельные листики.

В данном варианте вышивки все просто. Берем специальную иглу и ленты шириной 6мм. Вставляем ленту в иглу и шьем как нитками от одного края лепестка до другого. Чтобы лепесток получился более интересным, я прошиваю дважды, меняя место прохода иглы, а верхний лепесток три раза. На зеленом листике достаточно одного стежка.

Последняя техника которую нам осталось рассмотреть:

  • Французские узелки

Делается очень просто. Нам понадобятся шелковые нити, сложенные вдвое. На конце делаем узелок. Выводим нить с изнанки на лицо, накручиваем нить на иглу (на фото я держу другой рукой для удобства фото), втыкаем иглу практически в то же место, затягиваем. В нашей вышивке используется в двух местах — в одном из цветов и в местах черных точек.

Остались несколько элементнов, которые мы не затронули.

1) Ягодки: выполняется как начало самого большого цветка. Последняя ягодка — золотая пайетка, красная пайетка, черный узелок.

2) Завитки: все мелкие завитки выполняются тамбурным швом туда-обратно. Рекомендация: линию «обратно» выполняйте над линеей «туда», так между ними не будет промежутка. На завитках иногда бывают точечки, которые можно выполнить с помощью черной бисеренки или французского узелка.

3) Завиток фигуры выполняется тамбурным швом «туда». Капельки сбоку: а) канитель б) тамбурный шов. Рекомендация: здесь и в других фигурах, которые застилаются тамбурным швом — сначала вышивайте контур, затем по спирали двигайтесь к центру.

4) «Толстые» завитки: тамбурный шов. Смотри предыдущую рекомендацию.

Поздравляю вас, дорогие читатели, мы добрались до конца! Ура! Теперь вы знаете все техники, которые использовались в работе и, я уверена, сможете ее повторить. Надеюсь, что материал, изложенный в этом мастер-классе, оказался для вас полезным и интересным. Буду благодарна отзывам и комментариям! На последок полюбуемся фото из разряда «от идеи до воплощения». Спасибо за внимание!

Вышиваем «Хохлому» в разных техниках

В своем мастер-классе я постараюсь вас научить, как вышить узор на основе исконно русской хохломской росписи. Когда начала вышивать, еще не была уверена на сто процентов, получится ли у меня сохранить самобытность узора. Всех малейших деталей повторить, конечно, не удалось, но результатом я более чем довольна и спешу поделиться процессом с вами. После окончания вы эту работу сможете использовать по вашему вкусу как, например, картину или аппликацию, а может вы что-то еще придумаете.

Сразу хочу сказать, что работа не из простых и не из быстрых. Мне потребовалось около 30 часов в общей сложности для ее завершения. И еще один важный момент: материалы для мастер-класса я снимала уже после окончательного завершения работы, поэтому техники будут показаны на отдельно вышитых специально для вас элементах.

Ну, давайте начинать. В работе используется несколько техник. На каких-то я остановлюсь подробнее, какие-то упомяну только мельком, так как про них уже много чего снято.

Но для начала вот необходимые инструменты для работы:

  • станок или рама для вышивки
  • индийский крючок для вышивки (можно брать крючок для люневильской вышивки с длинной иглой)
  • бисерная игла
  • игла для вышивки лентами
  • мягкий карандаш для перевода рисунка
  • ножницы для мелких работ
  • булавки
  • пинцет (для мелких деталей, но это не обязательный инструмент)

РОСПИСЬ В СТИЛЕ ХОХЛОМА (5-12 ЛЕТ)

Теперь к самому процессу.

1. Запяливаем ткань в раму и переносим рисунок.

Пару слов про ткань: я вышивала на шифоне, так как я к нему привыкла, и мне нужна была белоснежная ткань. А вообще опытные вышивальщицы предпочитают шелковую органзу. На мой взгляд, этот рисунок можно вышить и на бархате, например. На что бы я обратила ваше внимание, так это на цвет. Традиционно Хохломской узор выполняется на красном, черном или золотом фоне, не очень традиционно, но тоже выполняется на белом.

Про перенос рисунка. Я приклеивала распечатанный на формате А4 рисунок с изнанки малярным скотчем и обводила мягким карандашом. От маркера я отказалась, так как он исчезает достаточно быстро, а рисунок слишком сложен, чтобы его дорисовывать постоянно.

2. Вышивка веточек. Техника Зардози

Это основная техника работы. Ее я покажу вам в коротком видео. Так называемым тамбурным швом в работе вышиты все мелкие веточки, загогулинки, обшиты по контуру большие фигуры. Hолик скорее для ознакомления читателей, которые впервые с этим столкнулись:

Первым делом вышиваем все веточки, которые соединяют цветочки с листиками, ягодками и другими цветочками. Для этого я использовала бисер TOHO размер 15 золотого цвета. В качестве основной нитки я использую золотой люрекс Madeira. Вот результат этого этапа:

На фото, правда, виден результат уже и следующего этапа, но вы пока на это внимание не обращайте :) Важно выполнить эту работу до вышивки основных элементов, так как потом последние будут мешать.

Пояснение: Я ленюсь переворачивать раму постоянно, поэтому до конца вышивки оставляю нитки на лицевой стороне, а потом убираю все разом.

Все следующие этапы можно выполнять в разном порядке.

Рекомендация: начинать вышивку с левого верхнего угла и продвигаться постепенно к нижнему правому. Так вышивка не будет затираться.

  • Вышивка центральных цветов. Техники: Зардози, бисер по настилу, гладь крючком.

В этом элементе важна последовательность выполнения:

  1. Пришиваем отдельно пайетку, а затем нашиваем бусину с бисеринкой. У меня не получилось идеально по размеру подобрать пайетки, поэтому я сначала их обрезаю. Для этого я подкладываю под ткань, отмеряю с помощью маркера и дальше обрезаю, отрезая по кусочку вдоль линии (так получается ровнее, в сравнении с тем, если просто резать ножницами вокруг). Затем пришиваю пайетку «галочкой», это дает ей большую устойчивость, ежели просто пришить по одной линии. Дальше насаживаем бусину и сразу бисеринку и прошиваем в отверстие бусины. Повторить 2-3 раза, закрепить нить.

2. Следующий шаг — два полукруглых элемента вверх. (Я специально сняла большую зеленую бусину, чтобы было лучше видно). Пришиваем стразу-капельку — это первый элемент (не буду подробно описывать). Дальше пришиваем настил. Важно пришить его дугой между линиями. Затем в технике Зардози от пайетки пришиваем красный бисер. Дошиваем до верху, дальше делаем маленький шаг без бисера вправо и следующий шаг делаем уже внизу настила, снова маленький шажок без бисера вправо и с бисером поднимаемся наверх. Так продолжаем, пока не закончится настил, и заканчиваем внизу у паетки с другой стороны рисунка.

3. Теперь боковые элементы. Они тоже выполняются бисером по настилу. Так как эта фигура имеет расширяющуюся форму, то настил нужно положить вот такой «загогулинкой». Для этой работы нужен бисер 15 размера. Начинаем укладывать бисер вдоль красного и продвигаемся в сторону края. В самом начале кладем по три бисеринки, постепенно увеличивая шаг в месте расширения настила. И ближе к концу снова уменьшаем количество бисеринок. После того, как эта работа проделана, мы маленькими пустыми (без бисера) шагами по низу фигуры доходим до красного бисера и оттуда пришиваем три бисеренки-рубки. Здесь важный момент, что их нужно пришивать каждую по отдельности, создавая изгиб линии. Дальше мы снова возвращаемся маленькими шагами к началу и оттуда обшиваем получившуюся фигуру красным бисером обычным тамбурным швом. Повторить с другой стороны

4. Теперь вышиваем 3 элемента вверх. В первую очередь нужно пришить полоски из рубки и черные бисеринки. Делаем это при помощи иглы. Дальше нам необходимо обшить черные элементы золотым бисером (10 размер). Обшиваем техникой Зардози. Рекомендую пришивать вплотную к черным элементам, даже если рисунок немножко шире, так как потом в эти микрорасстояния бисер никак не вставить, а даже такие маленькие промежутки из белой ткани очень протят вид.

Следующий ряд — красный бисер. Рекомендация: Вышиваем сначала внешний ряд, а потом застилаем промежутки, здесь места хватит, и так получится ровнее. И точно так же застилаем 3 большой элемент желтым бисером — сначала внешний край, потом все остальное. Рекомендация — желтый элемент застиласть не от ряда к ряду сверху, а прямыми линиями вверх-вниз. И последним элементом пришиваем красные бусинки поверх желтых.


Мы переходим к последнему элементу этого цветка. Он выполнен гладью крючком.
Здесь остановлюсь чуть подробней. Нам понадобятся золотые шелковые нити. Сначала расскажу про саму технику. Выполняется она (в моем варианте) тем же самым тамбурным швом. Выводим петлю и тянем до противоположного края рисунка, там делаем следющий стежок, который должет быть в том же направлении, но очень маленький (я его называю закрепочный). Он нужен для того, чтобы при выводе длинной петли в противоположную сторону у нас предыдущая длинная петля осталась на месте. ВАЖНО: очень четко контролируйте натяжение нижней нити, если вы ее перетянете, то будут большие дырки в местах закрепа, а если она будет слишком свободна, гладь получтся рыхлой и некрасивой.

Дальше снова длинная петля и на противоположном краю закрепочная. Несколько рекомендаций: а) чтобы гладь была без просветов, вводите крючок как можно ближе к предыдущему стежку; б) чтобы линия закрепочных стежков была ровная, вводите иглу с длинным стежком прямо перед линией рисунка, а с закрепочным стежком сразу после линии рисунка. После того, как вы вышили гладью весь элемент, необходимо обычным тамбурным швом обшить контур фигуры. Так вы прячете дырочки от закрепочных стежков и делаете контур более ровным.

Поздравляю вас, дорогие читатели, мы осилили цветок, в котором использовано большинство техник всей вышивки. Итог должен получится примерно таким:

Сразу покажу, в каких еще элементах используется гладь крючком, и покажу нюансы.

Техника используется в большинстве цветов, а так же в зеленых лепесточках. Ниже опишу последовательность выполнения каждого цветка.

В желтом цветке: красную гладь нужно обшить черным тамбуром. Красные полоски поверх желтой глади также выполняются тамбурным швом. Последовательность выполнения цветка: 1) пришиваем пайетку, на нее бусину. 2) боковые элементы из черной рубки и красного бисера 3) пришиваем зеленый стеклярус и обшиваем черным бисером. 4) выполняем верхний элемент с канителью (техника работы ниже) и обшиваем бисером 5) выполняем боковые элементы с канителью 6) элемент с красной гладью, наверх пришиваем пайетки чашкой вниз с бисеренкой 7) желтая гладь 8) красные строчки 9) черная рубка на желтую гладь.

Последовательность выполнения цветка с тремя лепестками (первая картинка): 1) Бусина с бисером 2) все три стразы 3) зеленые стразы обходим тамбурным швом 4) красные полоски из тамбурного шва (туда и обратно) 5) красный страз обшиваем золотым бисером 6) гладь 7) французские узелки.

Последовательность выполнения красного цветка (вторая картинка): 1) пайетка, бусина, бисеренка 2) красные стразы 3) обшиваем из черным бисером 4) гладь (здесь она особенно ювелирная получается)

Лепесточки: 1) тамбурным швом вышиваем среднюю прожилку, начиная от основания и к нему же возвращаясь, то есть туда-обратно 2) гладь от среднего шва к краям лепесточка 3) стежок лентой.

Весь остальной мастер-класс будет построен в основном на объяснении техник. Давайте продолжать, осталось чуть-чуть.

  • Работа с канителью.

В нашей вышивке канитель используется во многих элементах, поэтому уделим ей внимание. Рассмотрим на примере вышивки вот этого лепесточка:

Первым делом пришиваем страз. Дальше нам нужно пришить среднюю «прожилку». Для этого мы отмеряем ее длину, прикладывая канитель от стразы до конца лепестка. Важно: отмеряйте с условием, что будет изгиб. Отрезаем и просто пришиваем иглой, как очень длинный стеклярус. Теперь необходимо оформить изгиб. Для этого мы выводим иглу на лицевую сторону в том месте, где должна быть «канителинка», а вводим обратно почти в том же месте. Сложность заключается в том, чтобы попасть точно между витками канители, чтобы она не получила резкого перелома (на фото как раз видно, что я не сразу попала, и канитель перегнулась. Что, в принципе, не сильно портит вид, но, когда лежит плавно, все-таки симпатичнее). Если необходимо, можно повторить эту процедуру еще в каком-то месте.

Дальше мы начинаем пришивать боковые прожилки листика. Точно таким же образом: отмерили-отрезали-пришили. Рекомендация: отмеряйте от уже выведенной наружу иглы, так канитель будет ложится точнее.

Обратите внимание, что не только в лепесточках используется такая техника, но и в желтом цветке.

Еще канитель используется вот в таких элементах:

В данном случае работа чуть сложнее, так как нам нужно выполнить загнутый элемент. Процесс отмерил-отрезал-пришил остается прежним. Чтобы выполнить рисунок, мы по внешней границе укладываем канитель с равными (!) промежутками, а по внутренней границе наоборот укладываем сплошной линией. Если промежутки по внешней границе рисунка будут неравными, то вся фигура потеряет «товарный вид». После того, как все пришили, необходимо эти промежутки заполнить простым тамбурным швом люрексом. Рекомендация: заполняйте галочкой, то есть сначала вдоль одной канителенки, потом вдоль другой, а затем уже серединку. После этой работы по контуру завитка пройдитесь тамбурным швом дважды и им же сделайте тонкий завиток вовнутрь. Элемент готов.

С канителью все. Едем дальше

  • Вышивка лентами

Вышивка лентами присутствует в двух элементах: веточка с листиками и отдельные листики.

В данном варианте вышивки все просто. Берем специальную иглу и ленты шириной 6мм. Вставляем ленту в иглу и шьем как нитками от одного края лепестка до другого. Чтобы лепесток получился более интересным, я прошиваю дважды, меняя место прохода иглы, а верхний лепесток три раза. На зеленом листике достаточно одного стежка.

Последняя техника которую нам осталось рассмотреть:

  • Французские узелки

Делается очень просто. Нам понадобятся шелковые нити, сложенные вдвое. На конце делаем узелок. Выводим нить с изнанки на лицо, накручиваем нить на иглу (на фото я держу другой рукой для удобства фото), втыкаем иглу практически в то же место, затягиваем. В нашей вышивке используется в двух местах — в одном из цветов и в местах черных точек.

Остались несколько элементнов, которые мы не затронули.

Мастер-класс «Хохломская роспись ложек»

1) Ягодки: выполняется как начало самого большого цветка. Последняя ягодка — золотая пайетка, красная пайетка, черный узелок.

2) Завитки: все мелкие завитки выполняются тамбурным швом туда-обратно. Рекомендация: линию «обратно» выполняйте над линеей «туда», так между ними не будет промежутка. На завитках иногда бывают точечки, которые можно выполнить с помощью черной бисеренки или французского узелка.

3) Завиток фигуры выполняется тамбурным швом «туда». Капельки сбоку: а) канитель б) тамбурный шов. Рекомендация: здесь и в других фигурах, которые застилаются тамбурным швом — сначала вышивайте контур, затем по спирали двигайтесь к центру.

4) «Толстые» завитки: тамбурный шов. Смотри предыдущую рекомендацию.

Поздравляю вас, дорогие читатели, мы добрались до конца! Ура! Теперь вы знаете все техники, которые использовались в работе и, я уверена, сможете ее повторить. Надеюсь, что материал, изложенный в этом мастер-классе, оказался для вас полезным и интересным. Буду благодарна отзывам и комментариям! На последок полюбуемся фото из разряда «от идеи до воплощения». Спасибо за внимание!